Если банки создают дополнительные бумажные деньги, которые не поступили к ним от населения и начинают выдавать из них кредиты, то процентная ставка уменьшается, что уменьшает издержки бизнесменов и делает субмаргинальные проекты прибыльными. Когда эти проекты начинают осуществляться, новые деньги уходят в оплату капитальных благ и сырья. Цены на эти товары оказываются искуственно завышенными, что дает соответствующим отраслям искуственное преимущество перед отраслями, производящими потребительские товары, в конкуренции за ресурсы и стимулирует их рост. Однако в конечном итоге эти деньги оказываются в карманах работников и тратятся ими на покупку потребительских товаров. Поскольку все дополнительные деньги ушли в производство капитальных благ, в производстве потребительских товаров не произошло соответствующего роста и предложение осталось неизменным. С другой стороны, спрос вырос, так как у работников появились дополнительные деньги. Эти факторы дают повышение цен на потребительские товары, как это ранее произошло с капитальными благами. Таким образом, предприятия, производящие капитальные блага, теряют свое искуственное преимущество. В такой ситуации те фирмы, которые могли держаться на плаву исключительно благодаря этому искуственному преимуществу, разоряются, и в экономике наступает общий спад.
Производство существует для удовлетворения человеческих желаний. Для этой цели оно использует ресурсы. Так как ресурсы ограничены, а желания безграничны, структура производства должна быть организована таким образом, чтобы она использовала наименее редкие ресурсы для удовлетворения наиболее важных желаний. Функцию координации человеческих желаний, производства и ресурсов выполняет финансовая система. Финансовая система состоит из двух основных подсистем: подсистемы цен и подсистемы процентных ставок. Первая регулирует распределение производимых благ между удовлетворением качественно различных человеческих желаний; вторая регулирует распределение производимых благ между разными временными периодами. Если во вторую подсистему будут вноситься искуственные искажения, координация между временными предпочтениями и межвременной структурой производства окажется нарушенной: экономика будет производить товары, которые никому не нужны и не производить те товары, которые необходимы. Как только искажения в финансовую систему перестанет вноситься, она вновь приведет структуру производства в требуемое состояние, что приведет к массовому единовременному закрытию ненужных производств и кризису.
Оба текста являются изложением одной и той же научной теории - австрийской теории экономического цикла. Но первый текст концентрируется на внутренних механизмах цикла, второй - на его соотношении с внешними по отношению к нему явлениями (то есть: одна теория объясняется через другие теории). Если первый текст подобен попытке нарисовать что-то на пустом листе бумаги, то написание второго текста подобно достраиванию мозаики. Первый текст характерен для ранних этапов познания - когда накапливаются знания для восхождения к абстракциям все более и более высоких уровней (взгляд "снизу"). Второй - для поздних этапов познания, когда новые знания дедуцируются из уже выстроенной концептуальной сетки (взгляд "сверху"). Первый подход является аналитическим, второй - синтетическим.
На мой взгляд, полное понимание любой теории подразумевает умение объяснить ее на обоих уровнях. Оба подхода важны, но для разных целей. Первый в большей степени требуется для непосредственного практического применения теории, в нашем случае - для, к примеру, объяснения кризисов в Японии и США. Второй важен для косвенного применения теории - как рычага к дальнейшему расширению наших познаний. В нашем случае через него можно понять, например, фундаментальное сходство между циклическими кризисами и кризисами, происходящими вследствие регулирования цен и далее - кризисами, характерными для плановой экономики.