gavagay ([info]gavagay) wrote,
@ 2009-02-09 10:47:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Операция "Валькирия"
По понятным причинам о спойлерах не предупреждаю.
Мне фильм очень понравился.
Во-первых, это, пожалуй, лучший фильм Тома Круза из всех, какие я у него видел. Он, оказывается, вполне прилично умеет играть, я даже не ожидал. А может, дело просто в том, что в нем умер офицер Вермахта.
Во-вторых, снято все достаточно близко к реальным событиям. С отклонениями, конечно, в область драматического, но с отклонениями непринципиальными. И снято профессионально - фильм держит в напряжении, несмотря на то, что заранее знаешь и сюжет, и печальный финал. Впрочем, не во всем печальный - я, например, не знал, что семья Штауфенберга спаслась. Лично для меня это было приятным сюрпризом.
В-третьих, в фильме есть один совершенно замечательный момент. Как известно, поворотный момент Операции "Валькирия" настал, когда Геббельс связался по телефону с Гитлером и организовал для него разговор с майором Ремером, командовавшим войсками вокруг министерства пропаганды. В фильме это показано следующим образом: Геббельс видит, как к нему поднимается майор, кладет в рот капсулу с ядом, после чего берет трубку и набирает номер; когда майор входит к нему в кабинет, он приглашает его к телефону; майор слышит голос Гитлера, моментально встает в стойку смирно и заявляет о готовности исполняет приказы; когда майор уходит, Геббельс вынимает капсулу.
Тут две очень важные вещи. Первая состоит в том, что Геббельс (по фильму) был психологически полностью готов к тому, что сейчас этот майор пошлет их с Гитлером в жопу. Скажет, например, "Мой фюрер мертв, я не знаю, с кем разговариваю" - и положит трубку. И тогда Геббельсу, действительно, останется только травиться.
Вторая вещь состоит в том, что майор был совершенно не готов к такому повороту. Это не менее важно, и для меня было даже некоторым сюрпризом, что создатели фильма это поняли. У майора не было никаких колебаний; он не играл никаких драматических пауз, который режисер с дурным вкусом непременно бы вставил в этот эпизод. Ему даже в голову не пришло, что он может не выполнять приказ.
А вот Геббельсу пришло.
И это очень важный урок, касающийся психологии власти. Любая власть иллюзорна; она основана на том, что много людей одновременно считает для себя необходимым выполнять приказы других людей. Для того, чтобы эта структура развалилась и стала совершенно бессильной, им достаточно просто всем одновременно перестать это делать. Люди, обладающие властью, понимают это очень хорошо. Но люди, выполняющие их приказы, этого совершенно не понимают. На чем все и держится.



(16 comments) - (Post a new comment)


[info]scuba_666
2009-02-09 08:34 am UTC (link)
Я считаю что этот фильм обязателен к просмотру для всех оппозиционеров и несогласных.
А за Геббельсом реально приходили? Исходя из того, что я слышал, в Берлине операцию "Валькирия" так и не запустили. Я думал в фильме это приукрасили для наглядности и драматизма.

(Reply to this) (Thread)


[info]gavagay
2009-02-09 08:39 am UTC (link)
=А за Геббельсом реально приходили?=

Да. В фильме в общем и целом все показано в соответствии с реальными событиями. Хотя детали, конечно, были не всегда так драматичны.

(Reply to this) (Parent)


[info]kalendes
2009-02-09 09:37 am UTC (link)
А вы обратили внимание что Круз действительно очень похож на Штауффенберга? Один к одному к фотографиям :)

Удивлен что семья спаслась - в СССР бы эта семья уже была бы уничтожена как Враги народа.

Мне кажется все равно операция провалилась бы т.к. гитлер был жив - все равно правда всплыла бы наружу.

(Reply to this) (Thread)


[info]scuba_666
2009-02-09 10:26 am UTC (link)
Вообще вроде тогда в Германии действовали законы, по которым ответственность и наказание распростронялись и на членов семьи. Для меня большая загадка как жене и детям удалось спастись.
Видимо очень хорошо прятались 9 месяцев.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]kulak22
2009-02-09 10:55 am UTC (link)
Ровно наоборот, законы для НЕМЦЕВ оставались в силе. Жили в своем доме как и раньше, может выходили пореже и никто их пальцем не тронул. Понять это совковым мозгом мне удалось не сразу.

(Reply to this) (Parent)


[info]kulak22
2009-02-09 11:15 am UTC (link)
Я не был не прав. Просто на моей памяти интервью с вдовой и она приследований не упоминала. Я слишком впечатлися фактом, чо они выжили. Наверно причина в уважении Фюрера к старым фамилиям и убеждености окружения в проигранной
войне. Обещяю больше так не вякать.

Вот "актуальная версия":

Хители убить всю семью но не убили, Жена была в Равенсбруке, где и росился 5 ребёнок. Дети были
в детдоме под дрогой фамилией.

(Reply to this) (Parent)


[info]inadia
2009-02-09 09:42 am UTC (link)
Вывод понравился: http://inadia.livejournal.com/69683.html
Спасибо. После вашей рецензии ещё больше захотелось посмотреть.)

(Reply to this)


(Anonymous)
2009-02-09 10:24 am UTC (link)
В фильме почти все точно за тем исключением, что это была не идея Штауфенберга насчет плана Валькирия. Есть еще немецкий фильм "Штауфенберг", который точно вопроизводит те же события. Насчет семей, то почти все семьи участников заговора уцелели, а заговор был очень масштабным. Да, и тот майор, Ремер, был на самом деле рьяным нацистом, заговорщики этого не учли. Он потом сделал за короткий период большую карьеру, да и в послевоенной Германии жил неплохо.

(Reply to this)


[info]super_art
2009-02-09 11:38 am UTC (link)
Мне тоже фильм понравился, и игра сайентолога приятно удивила, и совпадение с историей

а вот твой правильный вывод я прямо по прошествии фильма не сделал, так что спасибо за ценное дополнение к моим впечатлениям от Валькирии

(Reply to this)


[info]gr_s
2009-02-09 01:01 pm UTC (link)
Спасибо, не хотел идти, теперь пойду.
К теме - взгляните на это, если будет время:
http://militera.lib.ru/db/vasilchikova_mi/index.html

(Reply to this) (Thread)


[info]gavagay
2009-02-09 01:04 pm UTC (link)
Прелесть какая. Спасибо, не знал про эту вещь.

(Reply to this) (Parent)


[info]gavagay
2009-02-09 02:20 pm UTC (link)
После обеда мы долго обсуждали с одним знаменитым зоологом, как лучше устранить Адольфа. Он сказал, что в Индии местные жители используют тигровые усы, очень мелко нарезанные и смешанные с пищей. Жертва погибает через несколько дней, и никто не может установить причину. Но где же взять тигровые усы? [196] Фридрихсру содержится в идеальном порядке.

Из вашей ссылки. Вообще, я уже писал об этом в другом месте, один из самых интересных вопросов во всей истории с заговором - это почему их не сразу не повязали. Потому что количество народу, который так или иначе знал - оно просто поражает воображение. А еще надо учитывать пренебрежение элементарной конспирацией. То есть, мы видим внешне такой жесткий брутальный тоталитарный режим, а внутри все это разложилось до такой степени, что убийство Гитлера оказывается едва ли не тематикой для светских бесед - и никто ничего не предпринимает!

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]gr_s
2009-02-09 02:49 pm UTC (link)
Да, это верно. Обращу ваше внимание и на более широкий аспект, чем тот, что затронут в данном постинге. В дневнике Мисси и помимо истории с заговоров множество моментов, способных сделать современного российского читателя совершенно stunned, особенно такого, кто уже как бы "твердо знает", как там было "на самом деле".

(Reply to this) (Parent)


[info]eris_goddess
2009-02-10 07:26 pm UTC (link)
Теперь обязательно посмотрю, и так собиралась) Кстати, касательно актерской игры: кто-нибудь еще, помимо Круза, запомнился, нет?
Насчет важного урока. "Люди, выполняющие их приказы этого совершенно не понимают" - странно. До этого вообще-то очень легко додуматься, даже не смотря никакие фильмы.

(Reply to this) (Thread)


[info]gavagay
2009-02-10 09:59 pm UTC (link)
=Кстати, касательно актерской игры: кто-нибудь еще, помимо Круза, запомнился, нет?=

Мужик, который играл Фромма; он вообще классный актер, но постоянно забываю его фамилию.

=Насчет важного урока. "Люди, выполняющие их приказы этого совершенно не понимают" - странно. До этого вообще-то очень легко додуматься, даже не смотря никакие фильмы=

Возможно. Но я бы не сказал, что эти вопросы очень уж часто поднимаются в массовой культуре.

(Reply to this) (Parent)


[info]vipoffset
2009-06-15 09:22 pm UTC (link)
Очень хорошо написано про власть, полез в торрент

(Reply to this)


(16 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…